The Museum as Presentiment
Anna Kabisova and Evgeny Ivanov’s project The Museum as Presentiment is dedicated to legendary Ossetian sculptor Soslanbek Yedziev (1865–1953), an important representative of naïve art. He is known first and foremost as the creator of traditional Ossetian funerary steles (tsyrts) with the outline of human figures. A number of his works—monumental, memorial, indoor, and decorative sculpture—can be found in the M.S. Tuganov Museum of Fine Art, Vladikavkaz, although they are not part of the museum’s permanent exhibition. Located in various locations outdoors, Yedziev’s tsyrts are slowly eroding and many of them are now known only from photographs. Kabisova and Ivanov have made an art historical study of Yedziev and his circle. Their project touches on the problems of regional museums and cultural heritage, and also looks ironically at the idea of the “virtual museum.” They have created a website for a future museum of Yedziev’s work (edzievmuseum.ru), which “opened” in 2020. Exhibitions, lectures, and seminars are held in the virtual museum. The artists’ video interview with Yedziev specialists depicts the problems they face in trying to preserve Yedziev’s work. The discordant voices of the specialists, whose efforts have so far achieved minimal results, symbolize the difficulty that people working toward the same goal often have agreeing with each other.
Ilmira Bolotyan, Andrey Misiano
Проект «Музей как предчувствие» Анны Кабисовой и Евгения Иванова посвящен Сосланбеку Едзиеву (1865–1953) — легендарному осетинскому скульптору, одному из значимых представителей наивного искусства; он известен прежде всего как автор традиционных для Осетии надгробных стел (цырт), на которых в условной манере изображены человеческие фигуры. Часть творческого наследия художника (монументальная, мемориальная, станковая, декоративно- прикладная скульптура, рельефы, мелкая пластика) хранится в Северо- Осетинском государственном художественном музее им. М. С. Туганова. Авторы провели искусствоведческую и исследовательскую работу о Едзиеве и его круге. Они, как и ряд историков искусства, пришли к заключению, что художник такого масштаба заслуживает отдельного музея. Цырты, находящиеся на открытом воздухе, с течением времени и без должного надзора разрушаются, многие из них уже известны только по фотографиям. Проект Кабисовой и Иванова затрагивает проблематику региональных музеев и культурного наследия, а также иронически обыгрывает идею «воображаемого музея». Авторы создали сайт будущей институции (edzievmuseum.ru), все даты на котором указаны после 2020 года. В этом виртуальном музее «проходят» выставки, лекции, семинары, а все наследие Едзиева сохранено, отреставрировано и экспонировано. Для Кабисовой и Иванова важно подчеркнуть связь современной осетинской скульптуры и наследия их предшественника, познакомить людей с его творчеством не только на родине, но и за ее пределами. Кроме того, художники записали видеоинтервью с исследователями творчества Едзиева, которые рассказывают о сохранении памятников и непростой ситуации, сложившейся вокруг наследия основоположника осетинского искусства. Шум голосов, говорящих одновременно специалистов, деятельность которых пока не привела к реальным результатам, символизирует невозможность всех «болеющих» за одно дело людей договориться друг с другом. А камни — прообразы скульптур Едзиева — демонстрируют то, что в итоге происходит с цыртами: человеческий облик, созданный художником из мертвой материи, стирается и исчезает — произведение искусства вновь становится молчаливым камнем.
Андрей Мизиано, Ильмира Болотян